Рыночная экономика — безумно эффективная среда. Но это вовсе не значит, что рынок выгоден обычному человеку. Потому что его — простака — очень просто надуть. Раскладка в супермаркетах, кредитные карты, престижное потребление, реклама, маркетинг… Можно отключить все баннеры в компьютере и отказаться от кредитных продуктов, но все равно постоянно становиться бескровной жертвой акул рынка.
Нобелевские лауреаты по экономике Роберт Шиллер и Джон Акерлоф написали депрессивную книгу о психологии потребления и экономике — как бы так поизящнее выразиться — относительно честного отъема денег. Вообще говоря, ничего честного в этом нет. На стороне простака — только сам простак и пара нобелевских лауреатов. А на противоположной стороне — гигантские корпорации и соединенные штаты маркетологов.
Так что выход один: даже в магазинчик на углу ходить со списком, на шопинге в гипермаркете приобретать только нужные вам стул и стаканчики — а от той замечательной блестящей штучки в витрине усилием воли отказаться.
Июл