Блог

Анатомия тренда

Тренд — это, вообще говоря, самый мощный инструмент формирования рынка. Трендам подчинены все — и дизай­неры, и конечный покупатель. Что касается первых, они следуют тенденциям, скажем так, профессионально. Покупают тренд-буки, смотрят, какие цвета, ткани, фактуры, покрои будут в моде, и, опираясь на это, создают коллекции.

Поэтому часто бывает, что у мировых домов моды раз — у всех белое, или раз — у всех горчичное. Это не случайно. Кутюрье ориентируются нате ткани, которые произвели ткацкие компа­нии, а ткацкие компании покупают тренд- буки у ведущих агентств, формиру­ющих тренды. Так что весь модный контекст складывается исходя из одного и того же пласта информации.

Покупа­тель же считывает тренд иначе. Мы, инсайдеры индустрии, говорим: «60-е, 70-е, оверсайз» и так далее. А обычный человек редко может четко сформулировать названия или отличи­тельные черты разных модных направлений. Зато у него в голове есть совершенно ясное представление о том, что сейчас модно.

И первое, что считается модным с точки зрения покупателя, — это цвет. Например, выбирая между серым и желтым платьем, он с большей долей вероятности скажет, что желтое — модно, а серое нет. Просто потому даже, что желтый предполагает более слож­ный вариант носки — нужно продумать, с чем его сочетать и как. Для этого нужна уже какая-то фэшн-подготовка — против того, чтобы просто надеть черный свитер и джинсы.

Второе: покупатель считает трендом то, что видит в магазинах. 90% покупателей не в курсе, что там было на мировых неделях моды. Фильтром тренда для них являются владельцы магазинов. Я много езжу по России, и это очень бросается в глаза.

Например, пару дней назад в Ростове мне сказали: «Для нас сегодня тренд — это бархатные пижамы. Мы прямо массово продаем бархатные пижамы любого цвета». Но, разумеется, это не глобальный тренд.

Да, присутствует общая тенденция на то, чтобы носить на улице одежду для дома. Например, начиная с того, чтобы носить йога-штаны чуть ли не в офис. Пальто- халат, пижама, те же бабуши — тапочки с открытой пяткой — все это домашнее обмундирование, которое становится теперь частью уличной моды. Но в Ростове этот тренд вылился конкретно в бархат­ные пижамы. И они считают, что именно это модно, потому что эти пижамы висят на каждом углу.

Третий фактор — тренд формирует пресса. Пресса отсматривает показы и лукбуки, систематизирует увиденное. И это тоже фильтр. Так, пресса разных стран будет выделять разные тренды в рамках одного показа. То, что мы в России отметим в показе Chanel, будет кардинально отличаться от того, что отме­тят в этом же показе японцы. И, наконец, сегодня главенствующего тренда нет, трендов множество, и многие из них буквально противоречат друг другу. И это прекрасно, потому что дает нам свободу в плане создания оригинального образа.

0