Блог

Бизнес без отрыва от жизни

Предприниматель Мартин Бьяуго трудится не больше 45 часов в неделю, отдыхает не меньше 6-8 недель в год и считает, что жертвовать личной жизнью ради бизнеса совсем не обязательно.

Этой теме он посвятил целую книгу, а также лекцию в рамках международного образовательного проекта Knowledge Stream, которая состоя­лась в центре Digital October.

На мой взгляд, самое главное — найти партне­ра по бизнесу, соучредителя вашей будущей ком­пании. Большие проекты сложно реализовать одному, поэтому хорошо бы встретить того, кто разделяет ваши ценности, но обладает набором навыков, отличающимся от вашего. Например, хорошо дополнят друг друга технарь и тот, кто возьмет на себя решение бизнес-вопросов. Программисты нередко забывают о маркетинге, а люди, окончившие бизнес-школы, не раз­бираются в технологиях. Вместе у них есть все шансы запустить отличный стартап. Хорошая команда придет к успеху куда вероятнее, чем один человек. Выбирайте соучредителей так же тщательно, как если бы выбирали друзей. Ведь вы и должны стать именно такими партнерами.

Учимся экономить деньги — http://economclub.com.ua

Второе важное правило касается постанов­ки задач. Многие люди, включая меня самого, составляют длинные списки дел — что следует начать, продолжить и закончить в течение сле­дующих трех месяцев, а иногда и целого года. Наш мозг не очень хорошо отличает то, что надо сделать сейчас, от того, что можно сделать и потом. Запланировав сразу много дел на длитель­ный срок, легко запутаться и погрязнуть в суете.

Намного эффективнее составлять список задач на один день. Когда выполните его, по­ставьте себе новые задания на очередной день. И так далее. Вместо «вечного» списка дел у вас появятся задачи на день. Выполнили их? Значит, оставшуюся часть дня можно отдыхать.

Что еще имеет принципиальное значение?

Умение слушать. Многие люди фокусируются на своих словах — например, как я сейчас. Они хотят поделиться своими мыслями, мнением, донести до других свою точку зрения. Но есть масса ситуаций, когда гораздо важнее слушать, чем говорить, — особенно если вы работаете с людьми. Послушав десять минут собеседника, вы сможете добиться большего, чем за целый час яростного доказывания своей правоты.

Еще один совет, которому я стараюсь следо­вать и сам: руководствуйтесь своими желаниями, вдохновением, энергией. Хорошо, когда есть план на день, но проблема в том, что если следовать ему всегда и во всем, то придется за­ставлять себя делать то, что не хочется. Иногда я просыпаюсь утром и чувствую себя экстра­вертом: в такие дни я буду более эффективен, общаясь с людьми. Иногда же я ощущаю себя интровертом, и тогда я предпочитаю работать с документами. Нужно прислушиваться к себе, задаваться вопросом, что вам хочется делать именно сейчас. Не всегда есть возможность по­менять план на день, но если это допустимо, то лучше заняться тем, что соответствует вашему настрою.

Можно ли в принципе достигнуть идеально­го баланса между жизнью и работой?

Все зависит от ваших установок. Если вы вери­те, что баланс между жизнью и работой невоз­можен, вы его и не достигнете, потому что наше восприятие реальности превращается в саму реальность. Нужно поверить, что только от вас самих зависит, насколько гармоничной будет ваша жизнь. А затем найти правильную страте­гию для реализации ваших целей. Нахождение баланса — это в некотором смысле вызов, в том числе и для меня. Нужно постоянно оптимизи­ровать собственную жизнь. Меня на это вдох­новляют истории других людей.

Чей пример вас особенно вдохновляет?

Предпринимателя Митча Троуэра. Он соз­дал очень известную в США компанию Active Network — онлайновый сервис регистрации участников спортивных мероприятий. Митч владеет и инвестиционной компанией Thrower Ventures, на счету которой десяток успешных стартапов. Вдобавок ко всему Митч 22 раза участвовал в соревнованиях по триатлону серии Ironman, когда нужно последовательно, без пауз, проплыть почти 4 км, проехать на вело­сипеде 180 км и пробежать марафон — 42 км. Люди часто бросают работу, чтобы подго­товиться к такому состязанию. А Митч успевает не только тренироваться и заниматься бизне­сом, но и участвовать в благотворительных проектах, писать книги и авторские колонки для журналов.

В чем его секрет?

Он следует простому правилу тайм-менед­жмента, которому его научил Скотт Тинли — писатель, преподаватель и двукратный чемпион мира по триатлону. Он напомнил Митчу, что в сутках 24 часа: восемь часов на сон, восемь — на работу и восемь — на себя. Просто нужно с умом тратить восемь часов на себя. История Митча впечатляет: он успевает на всех фронтах, а еще он просто отличный парень.

Вы проводите на работе не больше 45 часов в неделю. Все ли успеваете сделать за это время?

Можно сделать один и тот же объем работы за разное время. Когда нужно, я задерживаюсь на работе, но всегда помню о том, что, проведя в офисе 16 часов я не обязательно успею сделать больше, чем за восемь часов. Полезно ограничивать время, отведенное на ра­боту, и не выходить за эти рамки. По собствен­ному опыту могу сказать, что это дает хорошие результаты не только в личной жизни, но и в бизнесе.

Когда я провожу время с семьей, за­нимаюсь спортом четыре раза в неделю, читаю книги, я полон энергии, вдохновения и идей. И наоборот, если приходится отнимать время у семьи, чтобы достичь краткосрочного успеха в бизнесе, это в долгосрочной перспективе не лучшим образом сказывается и на работе.

Вы пишете о том, что люди, готовые уме­реть на работе, уже не выглядят супергероями. Новый образец для подражания — каков он?

Человек, который счастлив. Какая разница, чего ты достиг в бизнесе, если ты все время зол или в депрессии?! Я стараюсь брать пример с людей, которые довольны жизнью и при этом успешны. Их представления о счастье могут отличаться от моих, но они следуют этим пред­ставлениям и строят жизнь, которая подходит им идеально. Безусловно, человек не может быть счастлив все время, каждую минуту — я говорю об ощущении в целом.

Человек, который уверяет вас, что все время доволен, скорее всего, лжет. Мне посчастливилось работать под началом Клауса Майера — шеф-повара и предпринимателя. Он был моим шефом, и я видел, что он живет и работает с радостью. Ему нужно уделять внимание 12 компаниям, в которых ра­ботает более 500 сотрудников, и трем детям. При этом он находит время еще и на занятия спортом. Клаус говорит, что ему всегда приходится чем-то жертвовать, но он ни за что не будет жертвовать сном (и спать меньше 6 часов в сутки) и време­нем, которое он проводит с семьей (поэтому он не планирует тренировки на вечер).

Вместо этого Клаус придумывает нестандартные реше­ния — например, проводит совещания во время пробежек. Или добирается до места встречи не на машине, а на своих двоих, трусцой. Сменный комплект одежды он отправляет с таксистом или коллегами.

Что бы вы посоветовали бизнесменам сде­лать в самое ближайшее время?

Не откладывайте счастье на будущее, не жди­те какого-то рубежа, чтобы начать жизнь своей мечты. Никто не знает, что произойдет завтра. Поэтому нужно взять на себя ответственность за то, чтобы сделать свою жизнь более радостной, насыщенной и гармоничной уже сегодня.

Некоторые считают, что предприниматель­ство — это занятие, которое отнимает все время и приводит к разводу… Да, если сильно «постараться», дело может закончиться и разводом. Но, на мой взгляд, предпринимательство — это и отличная работа, и хобби, это целая жизнь. Я начал заниматься бизнесом в 18 лет — и к 23 годам несколько раз становился банкротом. Потом проработал несколько лет наемным со­трудником, затем снова открыл свое дело. Успех пришел не сразу.

Я знаю, что такое горечь поражения. С прова­лами нужно мириться, это часть познания мира. Неудачи делают нас более мудрыми — и удачи, кстати, тоже. Вы не первый раз приезжаете в Россию: сначала брали интервью для книги, сейчас — с лекцией по случаю ее выхода в свет. Как бы вы описали типичного российского предпри­нимателя? У меня сложилось впечатление, что россий­ские предприниматели — умные, технически подкованные, независимо думающие и энергич­ные люди.

0