Блог

Открытие архитектурного бюро

Открыть архитектурное бюро — заманчивая идея. Во-первых, спрос на дизайнерские услуги растет.  во-вторых, для открытия бюро не требуется существенных вложений. и, наконец, по сравнению с развиты­ми странами рынок архитектурных бюро в нашей стране практически пуст.

Как правило, к открытию собственного архитек­турного бизнеса приходят люди, долго и успешно проработавшие в бюро по найму, набравшиеся опыта и наладившие связи с клиентами. Другая возможность для старта — выполнение аутсорсинговых функций. Например, бюро А20М — партнер люксембургской архитектурной компании Beng в Москве. «Мы на аутсорсинге выполняем проекты для Люксембурга», — поясняет Андрей Адамович, генеральный директор А20М. Иностранцы заин­тересованы в российских архитекторах прежде всего из-за разницы в уровне зарплат: архитек­тор в Москве получает обычно 30-50 тыс. рублей, а на Западе (в пересчете на рубли) — 80-100 тыс.

Для российских архитекторов такое сотрудниче­ство — отличная возможность набраться опыта. «В Люксембурге нет архитектурного института, по­этому тот, кто хочет стать архитектором, должен ехать на учебу в соседние страны. Архитекторы там не просто стоят дороже — их мало. Когда мы иска­ли сотрудников в Москве, нам прислали множество хороших портфолио, и мы всего за неделю нашли четырех архитекторов. В Люксембурге это было бы нереально», — объясняет Андрей Адамович, добав­ляя, что их зарубежный партнер заинтересован в том, чтобы московский офис раскрутился и начал работать самостоятельно.

www.viluta.com.ua — постельное белье, подушки, одеяла от производителя

Коммерческий директор архитектурного бюро «Остоженка» Владимир Ерманенок считает, что для старта в этом сегменте бизнеса не нужно обладать миллионами. Успех дела зависит не столько от отла­женных бизнес-процессов, сколько от знаний, опы­та, идей, способности «чувствовать профессию». «Я знал отличных предпринимателей, которые откры­вали бюро и нанимали архитекторов, но дело про­валивалось. Этот бизнес — трудный: нужно быть подкованным как творчески, так и коммерчески», — подчеркивает Ерманенок.

Первоначальных вложений для создания архи­тектурного бюро почти не требуется: можно сде­лать сайт для привлечения клиентов и рисовать эскизы интерьеров, сидя дома. Впрочем, компания будет выглядеть более солидно, если снимет офис (аренда небольшого помещения в центре Москвы обойдется в 30-40 тыс. рублей в месяц).

По мнению Сергея Чобана, самая большая про­блема при открытии бюро — поиск единомыш­ленников, сотрудников и партнеров. «В одиночку работать гораздо сложнее», — уверен он. А вот Владимир Ерманенок считает, что главная слож­ность — найти заказчиков. К примеру, 40 сотрудни­ков бюро «Остоженка», которое работает на рынке уже 23 года, сейчас ведут 15 объектов, а у только что открывшегося бюро обычно всего 2-4 заказчика. «Если случится кризис и эти четыре заказчика вдруг уйдут, бюро-новичок просто закроется.

А у нас больше шансов остаться на плаву», — пред­упреждает о рисках Владимир. Владельцы архитек­турных бюро признаются, что зачастую заказчик — это источник не только доходов, но и головной боли. У клиентов зачастую весьма своеобразные представления о хорошем вкусе, с первого раза ре­зультат им нравится редко, так что архитекторам приходится идти на уступки и выполнять дополни­тельную работу в рамках того же бюджета. Нередко заказчик утверждает проект только после много­численных исправлений.

Архитектурные бюро проектируют интерьеры квартир и офисов, а также готовят проекты домов и зданий. Свежеиспеченному бюро проще начать с разработки дизайна квартир — то есть рисовать эскизы, которые дают заказчику представление о том, как будет выглядеть его квартира. Расценки за такие работы составляют около $40-70 за кв. м. Если заказчика все устраивает на этом этапе, начинает­ся следующая стадия — так называемая «рабочка», или рабочее проектирование, когда архитектор готовит технические чертежи (включая коммуни­кации и т.п.). «Если речь о квартире, то архитектор может рассчитать «рабочку» сам. Сложнее проек­тировать дома, в этом случае может понадобиться субподрядчик», — объясняет Андрей Адамович.

На следующей стадии — осуществление архитек­турного надзора — архитекторы контролируют ход работ непосредственно на объекте, следя за тем, чтобы рабочие не отклонялись от плана. Не все кли­енты, получившие проект, заказывают эту услугу, а некоторые отказываются от услуг архитекторов сразу после получения эскиза: решив, что дальше взаимодействовать с архитектурным бюро дорого, клиент отправляется к знакомым строителям, ко­торые и выполняют работу архитектора.

На проект квартиры у архитектора, как прави­ло, уходит месяц, проектирование дома занимает три месяца. «В принципе, проект квартиры можно разработать и за неделю, если нет никаких других заказов. Но обычно бюро работают сразу над не­сколькими проектами, поэтому в такие сжатые сро­ки они укладываются редко», — говорит Андрей Адамович.

Следующая ступенька — проектирование дома или офиса. «Когда архитектор начинает проектировать дома, он выходит на качественно новый уровень», —рассказывает Андрей Адамович. Стоимость дизайнерских работ также повышается — до 100 евро за кв. м. По словам Адамовича, будущие заказчики чаще всего выбирают бюро по рекомендации: «Если вы сделали свою работу хорошо, то к вам непременно постучатся новые клиенты. Если знакомым ваше­го предыдущего заказчика нравится интерьер в его доме, они обязательно выяснят, чья это работа».

С тем, что лучшая реклама для архитектурного бюро — качественно выполненный заказ, согласны и в архитектурном бюро Za bor, получившем заказ от «Яндекса». «Частный клиент, для которого мы построили дом, работает в «Яндексе», — рассказы­вает соучредитель бюро Za bor Арсений Борисенко. — Сначала он предложил нам заняться первым пи­терским офисом компании. Это было в 2008 году. Результат ему понравился. В итоге наше бюро раз­работало проекты для 18 офисов этой компании в трех странах». На разработку каждого проекта у Za bor уходило около двух месяцев, стоимость проекта составляла от 1,3 тыс. до 5 тыс. рублей за квадрат­ный метр.

Найти клиентов или хотя бы заявить о себе мож­но и на профессиональных конкурсах. Конечно, сам факт участия в конкурсе не гарантирует новых за­казов. По статистике, которую приводят участни­ки нашего обзора, из ста конкурсов хорошему ар­хитектору удается выиграть десять, а до реального строительства дело доходит только в трех случаях. Информацию о конкурсах можно найти на портале Archi.ru и других сайтах. В основном там анонсиру­ются открытые конкурсы, но иногда организуются и закрытые, в которых участвуют только именитые архитекторы.

0